Подводные буксиры

Общая тема.
Все о дайвинге, ссылки на полезные ресурсы, обсуждения.

Подводные буксиры

Сообщение Deep Star » Октябрь 8th, 2011, 12:09 pm

Любители приключенческих фильмов не раз видели, как Джеймс Бонд и прочие крутые парни рассекают просторы океана с помощью подводных буксировщиков, также иногда называемых скутерами, а официально - diver propulsion vehicles (DPV) - движущими средствами для дайверов. Вам тоже хотелось так прокатиться? И не вам одним! А раз есть спрос, есть и предложение, поэтому сейчас различные фирмы предлагают достаточно широкий выбор буксировщиков разнообразного назначения. Не все подводные транспортные средства можно отнести к буксировщикам. Существуют также носители - более основательные аппараты, предназначенные для транспортировки нескольких человек. Носители нередко бывают оснащены бортовой системой жизнеобеспечения, навигационным и другим оборудованием. В этой статье речь пойдет только о буксировщиках.

Буксировщики бывают разные

По источнику энергии разрабатывавшиеся в мире буксировщики были электрическими, парогазовыми и механическими. Последние использовали мышечные усилия подводника и оказались неэффективными: ведь одно из достоинств буксировщика заключается в том, что он позволяет экономить усилия, а значит - и самый ценный под водой ресурс, воздух. О какой же экономии можно говорить, если на механическом буксировщике приходилось крутить педали? Парогазовые буксировщики оказались небезопасными в эксплуатации, и в результате на сегодняшний день единоличный лидер - это электрические буксировщики.


Изначально буксировщики создавались лишь для профессионального применения, в первую очередь военного. Военные буксировщики предназначены для доставки на большое расстояние подводника вместе с боезапасом, и поэтому имеют запас хода не менее четырех часов. В них используются мощные и дорогие серебряно-цинковые батареи, небезопасные в эксплуатации, так как при их работе выделяется гремучий газ. Чтобы избежать взрыва, такие батареи после каждого погружения продувают сжатым азотом, что усложняет эксплуатацию буксировщика.

В качестве примера буксировщика военного назначения можно привести Pegasus, стоящий на вооружении ВМС США и Великобритании. Его масса около 300 кг, наибольшая скорость буксировки 4 узла (около 7 км/ч), дальность хода до 46 км. В комплектацию входят навигационные приборы, глубиномер, а иногда полуавтоматическая навигационная система и средства освещения.


В мирных целях буксировщики применяются для археологических работ. Например, Жак Ив Кусто использовал их для картографирования дна - оснастив буксировщики лагом и компасом, можно очень точно разметить территорию.


Незаменимы эти транспортные средства и при проведении подводной киносъемки. Они обеспечивают постоянную скорость движения, что удобно для съемки панорамы, и Ялтинская киностудия при съемке художественных фильмов использовала буксировщики. Знаменитая подводная кинокамера Imax слишком велика и тяжела для того, чтобы перемещать ее вручную, и поэтому в комплекте с ней используются сразу два буксировщика.

Но нас с вами в основном интересуют буксировщики любительские. Они тоже бывают разными. Есть среди них такие, которые предназначены в основном для развлечения - чтобы не затрачивая усилий "полетать" между живописными кораллами. Но существуют и более серьезные аппараты, способные работать на больших глубинах. Они оказывают неоценимую услугу техническим дайверам, обследующим подводные пещеры или другие крупномасштабные объекты. Буксировщики, используемые в пещерах для прохождения длинных маршрутов, по запасу хода могут быть сравнимы с военными моделями. Они также оснащаются подводными источниками света.

Давайте познакомимся с некоторыми типичными представителями семейства подводных буксировщиков.

Маленький и недорогой


Сейчас в зарубежной дайверской прессе активно рекламируется буксировщик фирмы Sea-Doo под названи-ем VS Supercharger. Производитель утверждает, что это самый дешевый буксировщик из имеющихся на рынке, и действительно, цена, заявленная на фирменном сайте, $399 долларов, очень привлекательна. Ведь стоимость большинства буксировщиков превышает $1000 долларов, а цена серьезных технических моделей может зашкаливать и за $5000.

Seascooter является также и самым компактным буксировщиком, а весит вместе с аккумулятором всего 8,4 кг. Развивая скорость до 4,8 км/ч, Seascooter может буксировать дайвера (или "сноркелера", то есть того, кто плавает по поверхности с маской и трубкой) в течение 1,5 часа.

Единственное ограничение буксировщика Seascooter - это 30-метровый предел глубины. Однако если учесть его развлекательное предназначение, то какой смысл опускаться глубже? Кораллы и рыбы ярче всего на небольших глубинах.


Если вы случайно выпустите Seascooter из рук, его двигатель сразу же остановится, и буксировщик начнет медленно всплывать к поверхности, так что для вас не составит труда догнать его и возобновить свой фантастический полет.

Другие детали о Seascooter, а также видеоролики, демонстрирующие, что с ним можно делать в воде, смотрите на веб-сайте www.seascooter.net.

Другая удачная недорогая модель имеет длинное название Cayman Tyger Ray Scooter. Этот буксировщик, предназначенный как для дайвинга, так и для снорке-линга, продается по цене от 400 до 600 долларов, то есть вполне может соперничать с предыдущей моделью.

С конструктивной точки зрения Tyger Ray примечателен тем, что его пропеллер находится в передней части, то есть максимально удален от дайвера. Так что ныряль-щицы с длинными волосами могут не опасаться, что их волосы затянет пропеллером. Кроме того, поток воды от пропеллера этот буксировщик направляет в обход тела дайвера, что, вероятно, повышает его эффективность.

Скорость передвижения и длительность работы у Tyger Ray несколько меньше чем у Seascooter, а вот рабочая глубина у него больше, до 38 метров.

О скорости под водой


Вероятно, многие читатели будут разочарованы максимальной скоростью Seascooter и Tyger Ray. Ну что такое 4,8 км/ч! Было бы здорово нестись под водой со скоростью тунца, атакующего добычу! Да, но для этого надо быть тунцом, а не сухопутным существом.

Вода - не воздух, она оказывает значительное сопротивление при движении через нее, и даже с обычным скутером надо следить за тем, чтобы в азарте подводного полета с вас не сорвало маску. Если же скорость будет выше - а у отдельных мощных буксировщиков она достигает 6,3 км/ч, - то потребуется очень тщательная подгонка оборудования, чтобы набегающий поток воды ничего не оторвал и не повредил.

Необходимо тщательно следить, чтобы не было никаких болтающихся элементов снаряжения, иначе их может затянуть в винт. Женщинам по этой же причине при пользовании буксировщиком необходимо спрятать свои роскошные длинные волосы - например, под шлем.

Наконец, от давления набегающего потока воды могут начать травить регуляторы. Если вы столкнулись с этой проблемой, вас выручит специальная защитная крышка для основного регулятора, а также чехол и крепление для октопуса, закрывающее загубник.

Так что скорость под водой должна быть комфортной, и 3 км/ч - это совсем неплохо.

Кстати, для достижения максимальной скорости необходимо, чтобы дайвер был как можно более обтекаемым. По этой причине рекомендуется использовать компенсатор-крыло: он оказывает наименьшее сопротивление при перемещении в толще воды.

Добавим мощности

Теперь о представителе противоположной части спектра любительских буксировщиков.

Farallon MK8 вчетверо длиннее и во столько же раз тяжелее, чем Seascooter. Эта оранжевая торпеда развивает скорость до 5,3 км/ч, причем скорость движения можно плавно регулировать. Индикатор заряженности батарей и измеритель скорости позволяют дайверу следить за ситуацией. Если двигаться экономично, в среднем темпе, то с этим буксировщиком можно проплыть под водой расстояние до 5 км. Длительность работы от батарей - 45 минут, но если установить батарею повышенной мощности, ее хватит на 55 минут.

Рабочая глубина для Farallon MK8 составляет 120 метров, так что это буксировщик для серьезного технического дайвера. Но и цена тоже серьезная, порядка $4500-5000 долларов. При желании можно установить на Farallon MK8 седло и ездить на нем верхом. Предусмотрена также возможность параллельного крепления двух торпед, но мне трудно представить, для чего может понадобиться такая мощность.

Золотая середина

Одна из наиболее популярных разработок на рынке буксировщиков принадлежит фирме Apollo. На первый взгляд, характеристики Apollo AV-1 ничем не выделяются: скорость до 3,8 км/ч, время работы от 45 до 60 минут. Правда, рабочая глубина побольше, до 50 метров. Откуда ж тогда такая высокая цена - порядка 2000 долларов?

А разница между дорогим и дешевым буксировщиками примерно такая же, как между иномаркой и "Жигулями". AV-1 имеет дополнительные удобства и функции, обеспечивающие безопасность. Здесь три разных скорости, так что вы можете регулировать темп своего перемещения. Здесь есть датчик температуры, предотвращающий перегрев двигателя и батареи, а если внутрь попадет вода, буксировщик мгновенно выключится. Если что-то постороннее попадет под решетку пропеллера, сработает специальная муфта, и пропеллер не причинит вам вреда.

Для этого буксировщика есть специальное седло, используя которое, вы можете двигаться сквозь толщу воды с минимальным сопротивлением. Видеоролики, демонстрирующие этот способ передвижения, а также дополнительную информацию можно найти на веб-сайте www.apollosportsusa.com/products-avl.html.

Наконец, немаловажен и тот факт, что AV-1 выпускается уже более 15 лет. Отсюда его высокая надежность и прекрасная репутация.

Буксировщик, выпускаемый фирмой Dacor под названием Seasprint, полностью аналогичен Apollo AV-1.

Примерно к этой же категории, как по цене, так и по богатству функций, относится буксировщик фирмы Oceanic под названием Мако. У него целых 9 ступеней регулировки скорости - даже трудно представить, для чего может понадобиться столь тонкая настройка.

Зато индикатор разряда батареи - безусловно полезное устройство. Есть у Мако и защитная муфта на случай попадания под пропеллер посторонних предметов, и седло для езды "верхом". Он позволяет достичь скорости 4,3 км/ч и двигаться с такой скоростью в течение 40 минут. Ну, а если вас устроит меньшая скорость, буксировщик может работать до 2 часов. На одной зарядке батарей с помощью Мако вполне реально проплыть до 5 км. Максимальная глубина для этого буксировщика 50 метров, а стоит он около $2500.

Наконец, нельзя упомянуть и об еще одной оригинальной разработке. Это устройство называется Aquanaut SPU, оно позволяет вам превратиться в эдакого подводного Карлсона. Устройство крепится к нижней части баллона, его вес позволяет вам обойтись без грузового пояса или уменьшить количество грузов, а самое главное - руки остаются свободными, так что вы можете держать фотоаппарат или видеокамеру, и в то же время рассекать океан. Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать, поэтому посетите веб-сайт производителя этого чуда техники фирмы Aquadyn и посмотрите выложенные там видеоролики. Вот адрес: www.aqua-dyn.com/videos.html.

Aquanaut имеет две скорости. Если вы движетесь быстро (со скоростью до 4,8 км/ч), зарядки батарей хватает на 30 минут, а на малой скорости можно плавать таким образом до 70 минут. Используя свое тело, как руль, вы можете достичь с этим буксировщиком удивительной маневренности, а для его зарядки требуется от 2 до 6 часов, то есть вполне реально зарядить батареи во время поверхностного интервала между двумя погружениями.

Если учесть, что рабочая глубина Aquanaut SPU достигает 100 метров, а стоит он от $1000 до $1400, этот буксировщик может стать выгодным приобретением. Фирма Aquadyn называет свое детище революционным достижением в области конструирования DPV и, пожалуй, так оно и есть.

Учиться, учиться и учиться


Где скорость и мощь - там повышенный риск, поэтому плаванию с буксировщиками надо учиться под руководством инструктора. Скажем, надо научиться управлять буксировщиком и одновременно контролировать свою плавучесть. Необходимо держать в памяти время работы буксировщика от батарей, а то может случиться, что вы уплывете куда-нибудь далеко на буксировщике, а возвращаться придется на ластах - а хватит ли у вас сил притащить назад и неработающий буксировщик?

Так что при пользовании буксировщиком полезно помнить "правило одной трети": одну треть заряда батарей вы можете потратить, чтобы отплыть куда-то, вторая треть предназначена для возвращения назад, а последняя треть остается в неприкосновенном запасе, на непредвиденный случай.


В PADI существует специальный курс обучения использованию DPV, в ходе которого вы изучите техническое устройство буксировщиков, научитесь правильно обслуживать их, ну и, конечно, "полетаете" на каком-нибудь из DPV в открытой воде, отработаете основные навыки управления им. Вероятно, подобные курсы существуют и в других дайверских федерациях.

Многие из тех, кто овладел этим транспортным средством, говорят, что им теперь лень нырять "пешком". Еще бы - ведь поскольку расход воздуха при плавании с буксировщиком сокращается вдвое, вы можете вдвое дольше оставаться под водой, значительно больше увидеть и плюс ко всему получить массу удовольствия.

Так что приятного полета!

Источник: журнал "Подводный Клуб" №7/2004
Официальный сайт журнала: www.divemag.ru

:)
Best regards, Deep Star.
Аватар пользователя
Deep Star
Главная язва форума
 
Сообщений: 3539
Зарегистрирован: Сентябрь 22nd, 2010, 1:34 pm
Откуда: Latvia, Riga
Система сертификации: CMAS, SSI, TDI/SDI, DRI-IADRS
Уровень сертификации: instructor-trajner
Кол-во погружений: 5000
С какого года в дайвинге: 1974

Вернуться в О дайвинге

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7


cron