7 лет по следу Кусто

Общая тема.
Все о дайвинге, ссылки на полезные ресурсы, обсуждения.

7 лет по следу Кусто

Сообщение Deep Star » Октябрь 24th, 2010, 11:30 am

7 лет по следу Кусто
23 октября 2010 («Вести Сегодня» № 179)

В поисках древней римской мощеной дороги, которая теперь проходит по дну Средиземного моря
Автор: Игорь Мейден
Группа латвийских аквалангистов знаменитого клуба "Посейдон" во главе с Сергеем Семеновым вернулась из большой экспедиции: исследовали глубины и затонувшие объекты около Йерских островов на юге Франции, где когда–то совершал первые погружения легендарный Жак–Ив Кусто. О новых открытиях Семенов рассказал "Вести Сегодня".

Там, где началась история…

Вот уже семь лет подряд наши подводники организуют экспедиции во Францию, где больше полувека назад нырял Жак–Ив Кусто с друзьями Филиппом Тайе и Фредериком Дюма — задолго до того, как появилось судно "Калипсо", а "три мушкетера" и не подозревали, что спустя годы о них узнает весь мир. Между Тулоном и Сан–Тропе расположен городок Йер, за ним — полуостров Джен, похожий на куриную лапу. А дальше растянулась цепочка красивейших островов Рибо, Поркероль, Порт Крос, Левант и Багауд, около которых, по легендам, можно найти несметные сокровища.

— Недалеко от Тулона и близ Джена в 1940–е сформировалась знаменитая тройка — Кусто, Тайе и Дюма. Там они жили, опробовали свои первые акваланги и устраивали экспедиции к кораблям, которых в районе Йерских островов потонуло в разные годы превеликое множество: и судоходство в регионе интенсивное, и Вторая мировая отшумела, — говорит Сергей Семенов, отправившийся в путешествие вместе с братом Дмитрием, совладельцем "Посейдона" и группой единомышленников. — Чего только стоит корабль "Мишель Сеи" — хоть и небольшой, но интересный! Он был первым, к которому совершала погружения команда Кусто.

Три друга всегда смотрели с восхищением на местных водолазов, которые были уже в годах и овеяны легендами, мечтали о великих открытиях. Однажды они разговорили водолаза Мишеля Мавропойнтиса, налив ему пастис (традиционный французский анисовый ликер градусов 45). Водолаз рассказал о своей работе на "Мишель Сеи": поднимал мешки с мукой, пролежавшие на дне полвека. Оказывается, мука до сих пор пригодна для выпечки: надо только отколоть верхний слой, буквально зацементировавшийся под водой… Мы и сами видели несколько мешков, которые не успел поднять Мавропойнтис: думаю, мука под толстой коркой до сих пор вполне съедобна!

Золото до сих пор не найдено!

— Мавропойнтис поведал друзьям еще об одном корабле, который лежал примерно в 70 метрах от "Мишель Сеи", — "Виль де Гра", он вез итальянских эмигрантов и груз "тысячу с чем–то золотых монет", — продолжает Сергей. — Команда Кусто нашла его лишь спустя три года. Однажды, проходя в этих местах на корабле "Эли Монье", эхолот "нарисовал" на дне какой–то "бугор" — это и был остов стимера (парусник с паровой машиной, вращавшей большие колеса) "Виль де Гра".

Команда увидела на дне огромные колеса, инкрустированные кораллами, на боку лежала плита из камбуза, торчали шпангоуты, рядом валялись в песке баночки из–под косметики (их вплоть до 1970–х собирали на сувениры аквалангисты)… А намного дальше, у Сан–Тропе, лежит затопленная подлодка "Рубис" — ее когда–то посещал сам Шарль де Голль, а Кусто снимал на камеру, как ставили мины! Когда подлодка отслужила свое, французы не стали ее пилить на металлолом, а потопили — сделали памятник на глубине 40 метров.

Регион до сих пор до конца не исследованный: на дне постоянно находят корабли, например, в этом году обнаружили "Азнавур", к которому довольно сложно подобраться — глубина 39 метров и сильные придонные течения. И вот представь мои чувства, когда впервые оказался именно в тех местах, где нырял Кусто! Под водой можно буквально пройти "по следу Кусто". Так, если двигаться вдоль острова Паркероль, то можно найти два корабля — "Ферандо" и парусник "Марсель".

С "Ферандо" связана интересная история.

Мистика подводного царства

— "Ферандо" погиб, столкнувшись с флагманским кораблем французской военной эскадры, — рассказывает Семенов. — Команда Кусто узнала, где затонул корабль от одного рыбака, который пообещал показать место. Во время поисковых работ Кусто случайно заметил на поверхности поплавки от сетей, а Дюма по ним опустился и увидел "Ферандо", который перевозил груз угля (у меня тоже есть один уголек с него!).

Дюма нашел на корабле красивое блюдце китайского фарфора — все в трещинках, но вынужден был срочно подниматься на поверхность, поскольку порвался дыхательный шланг. Уже перед самым выходом из воды оглянулся и увидел… древнюю римскую дорогу, которая в далеком прошлом пролегала по суше, пока в море не опустилась линия берега. Потом он много раз нырял в тех местах, но дорогу так и не увидел, зато на всю жизнь влюбился в подводную археологию и написал немало книг… И я всегда, погружаясь на "Ферандо", делаю большой круг, всплываю в разных местах, чтобы увидеть ту самую мощеную римскую дорогу! Но пока — увы…

Во время этой экспедиции мой брат Дима решил проверить и дно около мыса Лангустьер острова Паркероль, где в прошлом году заметил что–то похожее на обломки древних амфор — груз старинного парусника, затонувшего века назад. Повезло! Мы нашли в расщелинах мыса множество обломков амфор, фрагменты которых привезли в Ригу…

Барракуда — серебряная рыба

— Но в тех местах все красиво и интересно. На берегу фантастические растения, все кругом утопает в ароматах цветов, кедров, сосен, эвкалиптов! Большая часть Йерского полуострова — птичий заказник, где во время миграции в Африку останавливаются на отдых стаи розовых фламинго. Наконец, само море уникальное. Из воды поднимаются золотые скалы — спрессованные породы вулканического происхождения, а у дна они густо поросли кораллами ярчайших расцветок — от пурпурного до фиолетового с малиновым отливом.

И животный мир в этом районе Средиземноморья особенный. Мы с группой где только не ныряли — у берегов Кипра, в Адриатическом и Мраморном морях, в Испании, около Туниса и Египта, но Йерские острова вне конкуренции! Этой осенью мы там совершали погружения по три раза в день, но особенно запомнилось одно — вечернее.

Подошли на лодке к скалам, солнце уже опустилось довольно низко, море сильно "дышало", мы нырнули и увидели… огромные стаи барракуд, коричневые с золотыми прожилками мурены, гигантские угри конгер с большими глазами. Мой друг Юрий сел на вершину скалы, поднимающуюся со дна на семнадцать метров, но не достающую поверхности моря, и кормил из рук рыбу. Вокруг в свете фонаря была стальная блестящая стена барракуд!

Кусто, о котором позабыли

— Хотя все там так или иначе связано с командой Кусто, в Йере местные жители о нем практически не знают, особенно те, кому до 50 лет… Долго пытались найти и его дом в Санари — удалось еле–еле. Две старушки, случайно встреченные нами на улице, показали калитку (дверь с корабля!), которая спряталась за мусорниками. Никакой мемориальной таблички о том, что в этом доме жил великий Кусто, нет…

Самое печальное, местные считают Кусто американцем — из–за его второго брака со стюардессой Франсин Трипле. И историю Кусто забывают. В Санари, очень уютном и теплом городке, который всегда оставался за кадром для туристов, зашли в старинную башню, где музей Фредерика Дюма. Там лежат якоря, поднятые с глубин, амфоры, старинные кампанийские чаши и прочее — то, что находила команда Кусто. Но экспозиция сильно обнищала. Оказывается, приехал старший сын Кусто Жан–Мишель и забрал часть экспозиции для другого музея под предлогом того, будто все принадлежит лишь его семье.

На Йерском полуострове почти ничего не сохранилось от Кусто, разве что могила Сервенти, одного из членов команды "Калипсо". Несчастный случай произошел во время знаменитой экспедиции близ скалы Гранд Канглуэ — там нашли римский амфоровоз, принадлежавший Марку Сестию. Команде Кусто приходилось работать в тяжелых условиях, там почти всегда высокие волны и дует сильный ветер. Во время проведения очередных работ якорь "Калипсо" оборвало, цепь протащило по дну и зацепило в скалах. Лишь это и спасло судно, однако необходимо было найти якорь. Команда начала искать место зацепа, которое было на большой глубине, исходя из того, что работы проводились на 70 метрах. Пока искали якорь, Сервенти и погиб — не поднялся на поверхность. На его могиле установлена амфора — из тех, что были найдены под Гранд Канглуэ…

До сих пор идет противостояние между двумя семьями Кусто — американской и французской во главе с тем самым Жан–Мишелем, давно обосновавшимся на Фиджи. Никак не могут поделить наследие Кусто! Печальна и судьба судна "Калипсо", которое затянуто брезентом и ржавеет на Атлантическом побережье — ждет отправки в США.

Зато наша команда постепенно становится в Йере главной достопримечательностью! Мы как–то очень органично вплелись в "историю Кусто", вплоть до того, что там же ее и популяризируем! У меня есть мечта встретиться с членами команды Кусто — Альбером Фалько и Андре Лабаном, которые прошли с ним весь путь на "Калипсо". Понимаете, Кусто для меня не просто великий человек, а луч света, который указывает путь вперед. И сворачивать не собираюсь.
Best regards, Deep Star.
Аватар пользователя
Deep Star
Главная язва форума
 
Сообщений: 3539
Зарегистрирован: Сентябрь 22nd, 2010, 1:34 pm
Откуда: Latvia, Riga
Система сертификации: CMAS, SSI, TDI/SDI, DRI-IADRS
Уровень сертификации: instructor-trajner
Кол-во погружений: 5000
С какого года в дайвинге: 1974

Re: 7 лет по следу Кусто

Сообщение Enjourney » Февраль 27th, 2018, 2:31 pm

А вы знаете про «Алкиону»? Так называлось экспериментальное судно под командованием Жак-Ива Кусто, которое совершило трансатлантический переход, начавшийся 13 мая 1985 года. «Алкиона» открыла эру турбопарусного флота. Алкиона — дочь Бога ветров Эола, в переводе с греческого зимородок. Её имя указывает на то, что судно передвигается с помощью ветра. Но два его паруса ничуть не похожи на классические ветрила из ткани.

Изображение

Владимир Кривошеев - один из тех, кому посчастливилось участвовать в испытании судна «Алкиона» под командой Жака-Ива Кусто.
В своем интервью на Энджони.ру Владимир Кривошеев раскрывает о Кусто, не только как о выдающимся ученом-океанологе, но и раскрывает черты его характера. Отношение к жизни и людям и его глубокую философию, на которой строилась деятельность его Фонда.

Это был не обычный переход, а настоящая уникальная экспедиция, целью которой было испытание эффективности принципиально новых ветрил. Судну с турбопарусами предстояло пройти около 8000 километров по маршруту Ла-Рошель — Азорские острова — Бермудские острова с заходом в Бермудский треугольник — и финиш в Нью-Йорке. 13 мая 1985 года «Алкиона» отправилась в свое первое плавание.

Для освещения этого исторически важного момента Кусто понадобился советский радиожурналист, владеющий французским языком. Знаменитый капитан обратился к руководству Гостелерадио СССР. Выбор пал на Владимира, редактора и ведущего «Радиогазеты советско-французской дружбы», которому на тот момент было 33 года.

Подробное интервью можно прочитать здесь.
Аватар пользователя
Enjourney
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: Февраль 27th, 2018, 2:26 pm
Система сертификации: Не указано
Уровень сертификации: Не указано
Кол-во погружений: 1
С какого года в дайвинге: 2017


Вернуться в О дайвинге

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


cron